Единый план творения и теория типов

Такие изменения медленны и постепенны, но возможны и резкие скачки, — они ведут к образованию не видов, а высших категорий (так, путем скачка рыбы сделались cpasy амфибиями).


Виды изменяются, прошлое не есть настоящее, вчера не сегодня, а сегодня не завтра, — это противоречило Библии, и с этим примириться Кювье никак не мог. Пусть Жоффруа славословил господа-бога, пусть своим "единым планом" он совсем не хотел доказать и единства происхождения, все равно —Кювье был "против". \ Правда, он молчал, пока Сент-Илер "спекулировал" с членистыми: не хотел ссориться с человеком, как никак, а положившим начало его карьере, его "учителем" в первые месяцы парижской жизни Кювье-провинциала. Но Сент-Илер затронул моллюсков, а их Кювье считал "своими",—такой обиды простить нельзя. В результате в 1830 г. произошел спор Сент-Илера и Кювье, спор, растянувшийся на ряд заседаний Академии наук, спор, который знаменит и важен не.менее спора Гексли с противниками Дарвина. Конечно, победил Кювье. Он владел фактами, он умел говорить четко и ясно, умел спорить, а Сент-Илер только рассуждал, да притом весьма туманно. Кювье привел множество ошибок в "аналогиях" Сент-Илера, а этот не смог возразить, — ошибки были. Кювье был прав, отвергая теорию "единого плана", но заодно он разгромил и эволюционную теорию Ламарка.


Жоффруа Сент-Илер с его "единым планом строения" — один из натур-философов, весьма обильных в первой половине XIX в. От своих коллег нефранцузов он приятно отличается тем, что не очень уж зло-; употреблял этим "планом" и не занимался его графическими изображениями, не старался обязательно дать соответствующую систему животных.


Если Лейбниц законный, хотя и нечаянный, отец "лестниц" Боннэ, Робинэ и Ламарка, то Шеллинг — родитель множества "детей", предпочитавших всякого рода "круги". Фридрих Шеллинг (F. Schel-ling, 1775—1854), профессор философии в Иене, а позже в Берлине, обладал богатой фантазией и весьма гибким умом. Ему удалось провести — и очень детально — принципы идеализма в натурфилософии, чем он немало способствовал как успеху, так и незамедлившему краху ее. У К и л ь-м е й е р а (К. Kielmaier) он заимствовал идею, что "высшие существа" в своем-развитии должны пройти стадии "низших", и органы "высших" должны развиваться из органов "низших". Эту идею Шеллинг связал с своим представлением о вселенной, как гигантском организме, причем

Страницы: 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26