Единый план творения и теория типов

Очерки по истории зоологии

"я" (душа, разум) является абсолютным началом этого организма. Он различает абсолютное пассивное — конечное, материя, пространство, время, и абсолютное активное — бесконечное, идеал, вечное. Абсолютное противополагается самому себе, делается одновременно и активным и пассивным, а эти два абсолютные начала стремятся соединиться в промежуточном. Каждая сила полярна, т. е. двояка, состоит из положительной и отрицательной сил, стремящихся нейтрализоваться, но никогда не достигающих этого (тройственная система). Результат этого стремления — жизнь. Жизнь — движение, и чем разнообразнее действующие силы (чем больше этих "троек"), тем интенсивнее жизнь. Наиболее одаренное жизнью существо — человек: в нем сосредоточено все разнообразие животного мира, все "разности", из которых любая может быть осуществлена отдельно — особым животньш.


Это рассуждение приводит к законному выводу: каждое животное можно рассматривать как своего рода "редуцированного человека", как изолированный орган (или несколько органов) человека. Переведя это на язык "троек", получим: человек обладает наибольшим количеством "троек", а каждая "тройка" может оказаться и "воплощенной" самостоятельно в виде того или иного животного.


Шеллинг не тратил времени на фактические доказательства своей идеи и уж, конечно, не пытался построить системы животных или растений, следуя столь замечательным предпосылкам, — он не был зоологом или ботаником. Это сделали другие — последователи, "дети" Шеллинга, философа-немца, оказавшегося чем-то вроде "племянника" француза Робинэ — "редуцированный человек" очень похож на "неудавшегося человека".


Из этих "других" первое место бесспорно принадлежит Лоренцу О к е н у (L. Oken, 1779—1851), иенскому профессору, натуралисту, автору ряда научных трудов и знаменитого в свое время "Учебника натурфилософии" (1809) 48. Натурфилософия, по Окену, это наука "о вечном превращении бога в мир". В ней три раздела: 1) учение о целом (мате-зис) — здесь рассматриваются столь интересные понятия, как "ничто", "бог", "эфир"; 2) учение об отдельном (онтология) — выяснение возникновения небесных тел, элементов, земных формаций; 3) учение о целом в отдельном (пневматология) — возникновение органического мира (орга-ногения) и его проявления — животные (зоософия) и растения (фито-оофия).

Страницы: 1 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26